Привет, Гость!
На главную
Вход
Зарбулмасалхо панду насихатхо аз бузургон
Саг дар хонаи худ шер аст
Библиотека | Великие Люды
1 2 3 >>

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Тэги:александр сергеевич пушкин
Добавил:Admin (02.06.2015 / 11:47)
Рейтинг:rating 134 article (1)
Прочтений:1090
Комментарии:0
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)
Философские мотивы лирики А. С.Пушкина. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
1. Лирика Пушкина.
2. Философская лирика.
3. Поэт и поэзия.
В целом любое лирическое произведение А. С.Пушкина мож¬но считать философским, если под понятием философии по¬нимать попытку осмысления мира и себя в нем. Действитель¬но, все творчество Александра Сергеевича Пушкина — это осмысление бытия средствами поэзии:
И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и слезы проливаю, Но строк печальных не смываю.
Однако в 30-е годы поэт предпринимает попытку создания собственной философии путем осмысления опыта нравствен¬ного и житейского. Так, стихотворение «К морю» (1824 год) считают прощанием с романтическим периодом творчества. В этом стихотворении Пушкин говорит о своем разочаровании в жизни и людях. Ему не удалось найти живого воплощения его романтического идеала: умер Наполеон, любимый герой романтических поэтов, нет в живых Байрона, «властителя наших дум», участника борьбы греков за свободу, целиком от¬разившего в своем характере романтический образ воспето¬го им моря:
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим...
«Мир опустел...» Неожиданно поэт говорит о просвещенья, которое отожествляет с тиранией и расценивает как помеху благу и счастью человечества. Но в тот период жизни это убеж¬дение Пушкина было искренним.
Автор прощается с морем и обещает сохранить в памяти прекрасную романтическую стихию, образы и звуки моря:
Пронзай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Другое стихотворение «Пора мой друг, пора! покоя сердце просит...» передает усталость от житейского волненья, мудрость зрелости. В строках стихотворения сквозит чувство безнадеж¬ности: «Предполагаем жить, а глядь — как раз умрем...» Поэт приходит к выводу, что «на свете счастья нет». Однако существует «покой и воля», и именно они приведут к гармонии. Но и волю, и покой тоже отнимают у него. Имеется в виду покой не вне¬шний, а творческий. То есть жизнь теряет всякий смысл.
Прощальным парадом пушкинских идеалов является сти¬хотворение «Осень» (1833 год). Представленная здесь смена времен года — знак ниспосланного свыше ритма, единствен¬ного, которому починяется поэт. Пушкин восхищается таин¬ством упорядоченной жизни, разумностью ее устройства, муд¬рой последовательностью вещей, одним словом той самой гар¬монией, которая объединила и заменила все былые идеалы поэта. В конце стихотворения появляется образ корабля, но оказывается, что ответа на вопрос «Куда ж. нам плыть?» так и нет. То есть поэт возвращается к источнику своего вдохнове¬ния, который равен всему окружающему миру.
Таким образом, подойдя к определенному творческому рубежу, поэт размышляет о прожитом, делает выводы, пыта¬ется осмыслить пережитый творческий и жизненный этап. Ю.М. Лотман писал: «Творческое развитие Пушкина было стре¬мительным. Не менее существенно то, что оно было осознан¬ным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти момен¬ты, как правило, отмечены итоговым пересмотром написан¬ного...» Тем не менее, философские размышления приводят поэта к тому, что отношение к окружающему миру остается неизменным — как к источнику творческого вдохновения.
И если в философские мотивы в лирике Пушкина изменя¬лись с течением времени по мере творческой и жизненной зрелости, то вот вопрос назначения поэта и поэзии Пушкиным не пересматривался так глобально — поэт всегда в своих сти¬хотворениях однозначно говорил об этом и в ранней лирике и в более позднем творчестве.
У Пушкина существует целый ряд стихотворений, посвя¬щенных назначению поэта и поэзии, и всегда автор неизмен¬но подчеркивал тот факт, что поэт остается одиноким среди толпы «невежд» и «глупцов»:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Поэт не противопоставляет себя обществу, не ставит себя выше других людей, он лишь подчеркивает независимость сво¬их суждений и право идти туда, «куда влечет... свободный ум».
В стихотворении «Пророк» Пушкин наиболее полно вы¬разил свой взгляд на обязанности и призвание поэта. Пуш¬кинский поэт — это и пророк, и неподкупный судья, и про¬возгласитель истины, и обличитель общественного зла. В этом стихотворении автор изображает духовное преображение про¬рока, очищенного, опаленного в огне нечеловеческих стра¬даний:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт...
Пушкинский пророк наделен способностью видеть и слы¬шать то, что ранее ему не было доступно, после того момента, когда появляется «шестикрылый серафим» и помогает обрес¬ти дар прозрения и превращает поэта в пророка. Сокровен¬ные тайны бытия открываются ему, появляется способность мудрого всеведенья, поэт обретает истину. Поэт-пророк слы-шит повелевающий ему голос:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Это воззвание побуждает поэта стать проповедником ис¬тины. Оно указывает, что назначение поэта и его поэтическо¬го слова состоит в служении обществу.
Своего рода поэтическим завещанием Пушкина является стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...». Здесь поэт говорит о том, что поэзия должна быть «послушна» исключительно «веленью божию», то есть голосу совести, и поэт должен следовать своему высокому предназначению.
Эпоха, и которой жил Александр Сергеевич Пушкин, была вре-менем зарождения оппозиции существующему правительству. Вольнолюбивые люди поколения Пушкина мечтали о том, что их общество станет свободным в самом широком смысле это¬го слова. Свобода воспринималась ими как в политическом смысле, так и в смысле духовном. То есть установление каких-либо ограничений со стороны «власти роковой», обществен¬ной морали, и ограничение человеком самого себя в проявле¬ниях творческой свободы, свободы вдохновения и поэзии дол¬жно быть изжито. Свобода во всех жизненных аспектах — нрав-ственный и философский идеал Пушкина, самого талантливо¬го поэта эпохи.
На раннем этапе творчества понятие «свобода» Пушкин воспринимает не в таком широком смысле, как в более по¬здний период творчества. Молодой Пушкин ассоциирует сво¬боду, скорее, с вольностью. Не случайно и центральным про¬изведением этого времени становится ода «Вольность», на¬писанная Пушкиным в соответствии с традициями XVIII века. В оде поэт присягает на верность идеалу служения обществу
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где, крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанъе.
По убеждению Пушкина, люди изначально, от природы, все равны перед законом Божьим, и обязаны всегда об этом по¬мнить. Законы человеческого сосуществования должны быть «к пинаны на законе равенства, и в первую очередь это долж¬ны познавать «владыки», к которым обращается поэт:
Владыки! Вам венец и трон Дает закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Свою задачу
Скачать txt | fb2
1 2 3 >>
На главную
0 / 45

OkTj.ru тест тестхои саволу чавоб точики калид китобхои Точики китобхонаи милли tj 2015 2016 2017 Одноклассники Таджикистан Точикистон Душанбе Хучанд Худжанд Куляб Хоруғ скачать бесплатно музика видео mp3 сайти точики

Statok.net
© Провообладателям и Соглашения сайта oktj.ru