Привет, Гость!
На главную
Вход
Зарбулмасалхо панду насихатхо аз бузургон
Барои он, ки ба оянда бирасӣ, аз гузашта омӯз.
Библиотека | Шеърхо Рубоихо Табрикот баромадхои таёр
1 2 3 ... 137 >>

СКАЗКИ НАРОДОВ СИБИРИ, СРЕДНЕЙ АЗИИ Казакский узбекский таджикский киргиский турменский

Тэги:сказки народов | народние сказки | сказки | таджикский | узбекский | казакский | киргиский
Добавил:Admin (28.05.2015 / 12:44)
Рейтинг:rating 120 article (1)
Прочтений:7976
Комментарии:0
Увлекательное путешествие
Дорогой друг, в этой книге представлены сказки разных
народов Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии и Казах¬
стана.
Такое объединение не случайно.
Народы, населяющие Сибирь, Крайний Север и Дальний
Восток с одной стороны и Среднюю Азию и Казахстан с дру¬
гой, объединяет географическая близость, сходство или общ¬
ность исторических судеб, экономического и культурного
развития, во многих случаях родство языков, сходство духов¬
ной культуры.
Значительное место в книге отведено сказкам многочис¬
ленных народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего
Севера. В Южной Сибири — это буряты, якуты, алтайцы,
хакасы, тувинцы, западно-сибирские татары, шорцы, тофа¬
лары.
Все эти народы говорят на разных языках — преимуще¬
ственно тюркских или монгольских.
В Северной Сибири и на Дальнем Востоке живут ханты и
— 3 —
манси, ненцы, нганасаны, энцы, селькупы, кеты, эвенки, дол¬
гане, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи,
ороки, нивхи, юкагиры, чукчи, эскимосы, коряки, ительмены,
алеуты. Некоторые из этих народов насчитывают по не¬
скольку тысяч, численность других не превышает и одной
тысячи человек.
Народы эти говорят на тунгусо-маньчжурских, самодий¬
ских и угорских языках.
Языки разных народов Сибири и Дальнего Востока зна¬
чительно различаются между собой. Так, нивхский и юкагир¬
ский языки не имеют ничего общего ни между собой, ни с
языками чукчей, коряков, ительменов.
Существенно различаются история и культура народов
Южной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Малочисленные коренные народности Северной Сибири
и Дальнего Востока, разделенные огромными труднопроходи¬
мыми пространствами тайги и тундры, жили в суровых кли¬
матических и бытовых условиях. С древнейших времен и до
начала XX века их основными занятиями были рыболовство и
охота на различных зверей и животных — морских и тундро¬
вых. Значительные перемены в жизнь народов Севера
принесло приручение дикого оленя, возникновение олене¬
водства.
Занятия охотой, рыболовством, собиранием съедобных и
лекарственных трав, растений развили у народов Севера веру
в силы природы и даже преклонение перед ними.
Восхищением природными силами проникнута вся духов¬
ная жизнь народов Севера, и прежде всего их религиоз¬
ные представления, широко отразившиеся в народных сказ¬
ках.
Таковы представления о «верхнем» и «нижнем» мире
(герой чукотской сказки «Белая яранга» отправляется в
верхнюю тундру добывать себе жену), о «хозяевах» стихий
(хозяине ветров — в ненецкой сказке «Хозяин ветров»,
сыне Грома — в долганской сказке «Песенный человек»,
—4 —
о хозяине тайги в нанайской сказке «Храбрый Мэргэн»
и др.).
Особое место в сказках северных народов занимают
шаманы. Здесь, как и в народных представлениях, они харак¬
теризуются как люди, наделенные сверхъестественной спо¬
собностью вступать в общение с различными духами и благо¬
даря этому совершать невероятное. Суеверный страх перед
силой шамана, способного отправляться в царство ду¬
хов, общаться с ними и возвращаться обратно, который
испытывали многие, широко отразился в сказках народов
Севера.
Убедительное подтверждение этому мы находим в нгана¬
санском «Сказании о старике шамане, его сыновьях и о Чин¬
чире шитолицем».
Восхищение таинственной природой Севера отразилось и
в изобразительном искусстве северных народов. Изуми¬
тельны по своей красоте и совершенству работы северных
мастериц — прежде всего аппликация на одежде, шитье,
вышивка подшейным оленьим волосом (специалисты считают
такую вышивку одним из архаичных способов создания орна¬
мента), шитье бисером, вышивка шелком, аппликации из
кусочков ткани, шкуры, кожи.
Особое развитие получила такая область прикладного
изобразительного искусства, как резьба по моржовому
клыку, мамонтовой кости, металлу, инкрустация металлом
на трубках, огнивах, на деталях оленьей упряжи, сделан¬
ных из кости, орнаментация берестяной и деревянной по¬
суды.
Но наиболее яркое отражение восхищения природой,
стремление понять многие ее явления, объяснить их про¬
исхождение мы находим в замечательных сказках народов
Севера. Конечно же, в них выразительно описаны жизнь, быт,
обычаи северных народов, остававшиеся неизмененными на
протяжении многих веков. Незабываемы описания того, как
сказочные герои охотятся на морского зверя или дикого
— 5 —
оленя, ловят рыбу (что в условиях Севера — дело совсем не
легкое и далеко не безопасное), а женщины ведут необычное
для европейского читателя домашнее хозяйство: готовят
пищу, выделывают шкуры добытых мужчинами животных,
шьют из них одежду.
В сказках северных народов мы находим стремление по-
своему объяснить происхождение многих бытовых явлений
(например, того, как люди научились добывать огонь — в
сказке «Как птицы огонь добывали»), но прежде всего осо¬
бенных свойств разных птиц, зверей и животных.
Но наиболее многочисленны и художественно убеди¬
тельны у народов Севера сказки, в которых говорится о про¬
исхождении и особенностях разных зверей, животных и птиц
(хантыйская сказка «Лиса и медведь», эвенская «Кукушка»,
эскимосская «Как ворон и сова друг друга разукрасили»,
мансийская «Зайчик» и другие).
Конечно же, у народов Севера бытуют и волшебные, и
бытовые сказки, но неповторимое своеобразие сказочному
эпосу народов Крайнего Севера и Дальнего Востока придают
именно эти древнейшие произведения их устной народной
поэзии.
Читатель этой книги обратит внимание на то, что сказки
народов Южной Сибири значительно отличаются от сказок
народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это не слу¬
чайно и имеет историческое объяснение.
Южная Сибирь, заселенная людьми уже в эпоху верхнего
палеолита, была областью древнего скотоводства и земледе¬
лия. В последующем своем развитии она входила составной
частью в различные государственно-политические временные
объединения тюркских и монгольских племен и не без их
влияния стала областью сравнительно высокой древней куль¬
туры.
Северная Сибирь имела постоянные многовековые
хозяйственные и культурные связи с южными областями
Сибири, а через их посредство — с древними цивилизациями
— 6 —
не только Востока,
Скачать txt | fb2
1 2 3 ... 137 >>
На главную
0 / 47

OkTj.ru тест тестхои саволу чавоб точики калид китобхои Точики китобхонаи милли tj 2015 2016 2017 Одноклассники Таджикистан Точикистон Душанбе Хучанд Худжанд Куляб Хоруғ скачать бесплатно музика видео mp3 сайти точики

Statok.net
© Провообладателям и Соглашения сайта oktj.ru